Юрий Немцов

Юрий Немцов. Стрелка

Вместо эпиграфа:

  • Стрелка— символ «→».
  • Стрелка — указатель, например в часах(стрелка часов), в стрелочных измерительных приборах.
  • Стрелка— собака-космонавт, первое (вместе с Белкой) живое существо, успешно вернувшееся из орбитального полёта.
  • Стрелка— участок суши в виде острого клина у слияния или разделения двух или более рек или их рукавов.
    • Стрелка— краткое название Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
    • Стрелка— квартал в заречной части Нижнего Новгорода, стрелка Оки и Волги.
    • Стрелка— место у впадения Которосли в Волгу в Ярославле.
  • Стрелка— разговорное название стрелочного перевода на рельсовых путях.
  • Стрелка— институт медиа, архитектуры и дизайна (в Москве).
  • Стрелка— международный фестиваль дизайна, проходящий в Нижнем Новгороде.
  • Стрелка (жаргон):
    • встреча («забить стрелку» — назначить встречу).
    • распространённое среди болельщиков название эмблемы футбольного клуба «Зенит».
  • Стрелка (морфизм) — понятие теории категорийв математике.
  • Стрелка Пирса— булева операция, известная тем, что через неё можно выразить любую другую булеву операцию.
  • Стрелка дуги— отрезок между центром дуги и центром стягивающей её хорды.
  • Стрелка— народное название стрелы-змеи, змеи рода песчаных змей семейства ужеобразных.
  • Стрелка— комплекс видеофиксации нарушений дорожного движения.
  • Стрелка— транспортная карта Московской области.
  • Стрелка— фигура в сёги.
  • Стрелка— цветонос, побег луковичных растений.
  • «Стре́лка»— металлическая стрела-дротик размером с карандаш, особый тип авиационного оружия, разработанный в начале XX века и применявшийся авиацией противоборствующих сторон при атаках скоплений пехоты и кавалерии противника в боях Первой мировой войны, а также во время Гражданской войны в России.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрелка

 

ЗНАК

        Если нашу планету уменьшить в 3 500 000 раз, мы нащупаем кончиками пальцев — между Балтийским морем и Уральскими горами, между Баренцевым морем и Кавказским хребтом, в самом центре Великой русской равнины — порожек,  выступ, зазубрину, похожую на шляпку крестообразного шурупа.

Если убрать с географической карты все знаки, цифры, линии дорог, сеть параллелей и меридианов, оставив только реки, мы без труда отыщем это место в точке слияния двух крупнейших рек Европы.

56 градусов 18 минут северной широты и 43 градуса 55 минут восточной долготы, в сумме почти 100 градусов. Нижний Новгород. Стрелка.

Зимой здесь бывают арктические холода, потому что нет на севере гор, которые закрыли бы нас  от Ледовитого океана. Нет гор и на западе, скандинавские циклоны несут сюда дожди, снега, метели… В конце апреля снег сойдет, реки разольются, затопят пологие берега, унесут льдины. В начале июня на волжских песчаных косах можно за два часа обгореть до волдырей. В августе жара спадет, после теплых дождей в лесу слоями пойдут грибы. В сентябре земля подсохнет, в теплом воздухе на серебряных нитях полетят маленькие паучки.

Бабье лето, грибные дожди… Баня, сугроб, сосулька… Сорока, ласточка, снегирь… Рябина, осокорь, черёмуха… Комариный столб над дорогой, на закате, к теплу…

Всё это – общие слова, в смысле – общие для миллионов людей, говорящих на русском языке. Они могут быть паролем, но не ключом к этому месту. Ключ – не в языке, не в повадках  местных жителей, не в характере их труда, не в продуктах жизнедеятельности, хотя есть несколько вещей, которые пошли по свету именно отсюда: особым образом расписанная и закаленная деревянная посуда, медные сита, бестужевские капли,  северный шелкопряд, суда на подводных крыльях, экранопланы, боевые самолеты,  ядерная бомба — ни одно из этих слов не стало главным признаком места. Здесь строились крепости, храмы, дворцы, заводы, плотины, но ни одно из архитектурных сооружений не прославило это место на весь мир. Здесь  жили великие  люди – князья, монахи, купцы, ученые, изобретатели, писатели, музыканты, летчики, но ни один из них, даже тот, чье имя носил этот  город, не стал гением этого места. Даже тот, кто разделил его на горы и леса. Даже тот, кто собирал здесь русские слова. Даже тот, кто основал Город.

Может быть, и нет никакого ключа? Никакого главного знака?

Есть — Стрелка.

Из множества значений и смыслов этого слова мы выберем самое главное: место встречи.

Волга течет с северо-запада на юго-восток. Подходя к 44-й долготе, она сначала неуверенно, а потом решительно сворачивает на восток, вытягиваясь вдоль 56-й параллели. Здесь – порог, через который она не может переступить. Здесь – черта, которая делит наше место на две части: правую, южную, высокую – и левую, северную, низкую.

Поставьте ножку циркуля в точку слияния Волги с Окой, проведите круг, и вы увидите, что Стрелка – географический центр Восточно-Европейской равнины. Здесь сошлись большие и малые реки, леса и степи, чернозем, пески и глины, ковыль и тайга. Здесь встретились Запад и Восток, Библия и Коран, родился народ с окающим говором, умеющий водить хороводы и корабли, петь, летать и торговать, строить танки и писать великие книги.
Здесь возник город, сначала предавший Москву, потом спасший. Здесь, подобно тектоническому разлому, пролегла в народной душе трещина раскола. Здесь деньги стали рычагом, способным перевернуть мир, — и никого не спасли, когда мир перевернулся.

Цари, купцы, писатели, художники, мещане, рабочий люд заречных предместий, туристы со всего мира, дипломаты, коммерсанты – все, приезжая в Нижний, любовались видом с Откоса. И мы любуемся, не подозревая, что перед нами не просто красивый пейзаж — сцена театра планетарных мистерий.

На двухкилометровой глубине пролегает Владимиро-Казанская межа – подземная трещина, след древнейшего тектонического катаклизма, расколовшего фундамент Восточно-Европейской равнины на две литосферные плиты. За Волгой поднимается к небу зеленая долина, ровная, как стол: его выстрогала, выскребла великая река своим мягким, податливым телом. Подчиняясь закону Кориолиса, миллионы лет она срезала свой левый берег и подмывала правый. Порог Откоса – итог ее работы.

Откос и Стрелка неразрывны, как орел и решка, право и лево, верх и низ, плюс и минус, как две стороны одной медали. Уступ правобережья тенью отражается в треугольнике Стрелки, Стрелка – плоская проекция Нагорья. Вместе они – скрещение, Стрелка — центр перекрестка.

География определила судьбу этого места: кипящий котел, в котором рождалась нация, каменная крепость, контролирующая речной перекресток, восточный форпост, откуда Иван Грозный ходил на Казань, опора государственности — Минин, ярмарка на перекрестке торговых путей, тыловой фронт военных предприятий, полигон новорусских реформ…

Нет таких смыслов, которые не могла бы вместить Стрелка. Семантическая полифония, названная одним словом, выраженная одним лаконичным, географически-графическим знаком, похожим на компас, дорожный знак, нос и штурвал корабля, наконечник стрелы, ладонь, где сходятся складки речного рельефа.

Центр круга, ось, гавань, порт, ключ к русскому коду – нашей природы, культуры, истории, духовности, судьбы. Место встречи, которое воистину нельзя изменить. Но можно и нужно обозначить.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗНАКА

          Взгляните на Волгу с Откоса, видите? — природа и человек уже все изобрели и все изобразили: и речной перекресток, и наконечник стрелы, летящей к востоку, и нос корабля, рассекающий волны, и каменный храм, и портовый кран, и здания торговых пакгаузов, надпись по бетону огромными буквами:  С Т Р Е Л К А. Есть даже всенародно любимая песня «На Волге широкой, на стрелке далекой гудками кого-то зовет пароход». Чего ж вам боле?

Все верно. Но взгляните на эпиграф к этому тексту, шестой пункт, после Васильевского острова: «Стрелка — квартал в заречной части Нижнего Новгорода…» Не маловато ли?

Последний портовый кран скоро исчезнет, пароходы уже исчезли вместе с гудками, и песню никто не поет, и далекая стрелка стала еще дальше от народа, даром что в самом центре города. Смотреть на нее можно, но с нее смотреть пока еще нельзя: не пропустят.

Скоро станет можно. Скоро наступит время, когда на Стрелку смогут приходить люди. И что они увидят? Самое главное: мир в лесах и на горах, правый и левый  берег, у самых ног своих смешение волжской и окской воды, устремленную к восходящему солнцу дорогу из Варяг в Персы, кремль и Строгановскую церковь, верх и низ, право и лево, небо и воду. Разве этого мало?

Этого много. Но это можно увидеть – и не понять. Не почувствовать ток истории, пробивающий с ног до головы – говорят, такое случается в «местах силы» с особо чувствительными натурами. Нужно проявить, обозначить, оконтурить место встречи. Что это:  перекресток, площадь, круг, вектор, показывающий направление взгляда — ведь мы же пришли смотреть?

Представьте себе огромный компас, лежащий в траве. Вы поднимаетесь по трапу, как на капитанский мостик, но пол прозрачный, под ногами сад, оранжерея, ландшафтная карта Нижегородского края. Под стеклянной крышей тепло и светло зимой и осенью, там летают птицы и люди ходят, перешагивая через Керженец, там цветут ландыши, вишни и яблони, растут грибы и ягоды. Там тоже стрелка — меж двух ручейков: Оки и Волги. Люди вас видят, машут руками – вы им отвечаете. Вы тоже спуститесь вниз, когда разглядите все окрестности и прочтете все надписи по краю компаса. Там много всего написано и нарисовано, потому что отсюда во все стороны света видна Россия.

Отсюда, с этого места, можно увидеть тектонический раскол («вон там начинается Сарматская литосферная плита, а там Варяжская»), и раскол религиозный («вон там Строгановская церковь, а там течет Керженец»), понять, почему Александр Невский, возвращаясь из Орды во Владимир, оказался в Городце вместо того, чтобы повернуть ладью в окское устье («вон там Ока, вон там Городец, а вот посвященный великому князю храм»), представить, в каком из монастырей писалась Лаврентьевская летопись («вон там Печерский,  там Благовещенский»)…

У компаса одна стрелка, а тут много, одни указывают далеко — на Владимир, Москву, Киев, другие совсем близко — на пакгаузы, в которых размещены музеи Волги, Оки, волжского деревянного флота, волжского пароходства, нижегородской ярмарки, нижегородского ландшафта. А вот эта стрелка, показывает путь к причалу, с которого вы вернетесь на яхте или прогулочном теплоходе в Нагорье — правобережную часть, а может быть, отправитесь в путешествие к Макарьеву – вниз, к Городцу — вверх… А может быть, юные речники позовут в гости, на палубу своего учебного судна или хотя бы на свой дебаркадер – все здесь, рядом, в двух шагах.

А что это за большая стрелка, уже описавшая полный круг? Ну конечно же – часовая. Неужели целый час прошел? А мы и не заметили.

 

ОТРАЖЕНИЯ

      Это лишь один из вариантов смотровой площадки, которая не обязательно должна быть круглой, прозрачной, похожей на компас или на часы, на карту или на крышу теплицы. Она может быть похожа и на раскрытую книгу, например, и на ладонь. Все вышесказанное — лишь толчок для фантазии художника, архитектора, проектировщика. Но должна остаться идея смотровой площадки, форма и содержание которой выражали бы сумму смыслов, заложенных в слове СТРЕЛКА.

Эта площадка должна быть говорящей, должна самостоятельно, без экскурсовода нагружать знаниями и возвышать в прямом и переносном смысле этого слова, но без пафоса и ложного патриотизма – языком истории, географии, литературы, графики, рисунка.

Эта площадка с точки зрения дизайна должна быть самостоятельным произведением искусства, но максимально уместным, вписывающимся в ландшафт, историческую и природную среду, не вызывающе оригинальным, авангардным, но и не банально традиционным:  функциональным прежде всего, показывающим и объясняющим.

Автор проекта должен все время помнить, что его произведение символизирует встречу, перекресток, слияние, соединение – и направление. Знак, соединяющий сумму смыслов – вот что такое смотровая площадка на нижегородской Стрелке.

Следуя идее парности и отражения, этой площадке должна соответствовать вторая — на правом берегу, там, откуда лучше всего видно Стрелку. Задача верхней площадки проста: указать на существование нижней, адресовать к ней интерес зрителя.

Эта пара должна обозначать глубинный смысл, космогонию  нижегородского ландшафта. Верхняя площадка – отправная точка погружения; нижняя (векторы) – формулировка смыслов; музейное насыщение Стрелки (экспозиции в реконструированных интерьерах пакгаузов) – смысловая детализация.

Увязка этих трех составляющих в единый экскурсионный маршрут создаст уникальное пространство для тех, кому интересна география, история, религия, культура, природа России. Кому интересен Нижегородский Ландшафт.

Юрий Немцов

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *