«Первый Круглый стол» 1 ноября 2012 г.

Тема: «История, настоящее и будущее площади Горького».

Агафонова И.С. - В настоящее время судьбой культурного наследия города региона озабочено множество людей, дело дошло до стихийных выступлений. У нас будет другая тактика. Здесь собрались профессионалы, каждый в своей области, и наша работа пойдет без экстремизма, без лишних громких слов, аргументировано, четко, последовательно, спокойно, но целенаправленно. Важно, чтобы власти знали, что жители тоже озабочены и обликом города, и другими городскими проблемами. Сейчас это судьба площади Горького (есть совершенно конкретное желание построить там пять или четыре подземных уровня торгового центра (далее ТЦ). Аналогичные попытки делались и в 80-е годы прошлого века, и в 2009 году.

Карцев Ю.Н.- Вот карта Нижнего Новгорода - конец 19 века. По словам Филатова: «Площадь была покрыта болотинами и оврагами,  расположена на месте старых канатных заводов и запроектирована  Ефимовым и Готманом (1834 – 1839 гг.). При этом был указ городского головы Мичурина - для засыпки неровностей площади предписывалось застройщикам с окрестных улиц свозить  сюда мусор и землю».  Предполагалось замостить булыжником и сделать ее базарной, что и было сделано. Базарная площадь сохранялась в таком виде довольно продолжительное время (см. фото Дмитриева начала 20 века). Далее - советский период. Первый этап –  самый красивый в истории площади,  предвоенный и послевоенный. Среди разработчиков этой площади были, в том числе С.Л. Агафонов и Н.В. Ушаков – выдающиеся нижегородские градостроители, которые участвовали в разработке нового генерального плана 1937 года. Следующий, более поздний чертеж с участием В.Н. Рымаренко по эскизам Алтаржевского - 1953-54 годы. Площадь здесь решена в классических формах, соблюдены все закономерности, связанные с правильным построением архитектурной формы. Идеальная площадь, если бы она была – было бы у нас еще красивее. Следующий, пятый вариант – 1955-57-е. Все предыдущее объявлено «излишествами» и отсюда решение - обстройка площади домами «хрущевского» типа. Здесь мы видим и ряд зданий, которые остались как основные: Главпочтамт, школа милиции, все исторические здания, которые имеют историю, уходящую в 19 век. Было шесть разных вариантов. В 2009 году проект освоения площади был сделан специально организованным предприятием, которое называлось «Модная площадь», где предполагалось подземное строительство. Проектировали москвичи. С открытием станции метро здесь ожидается транспортный коллапс. Версия с ТЦ уже прошла и отпала. Сейчас возникает новая версия: первое – подземные переходы, второе – торговые площади и третье - подземная стоянка.  Строительство будет осуществляться таким образом, что не будут затронуты зеленые насаждения. Максимальная глубина три уровня.

Агафонова И. С. –  На чертеже их – пять. Это около 20 метров!

Карцев Ю. Н. –  Главная идеология: зеленые насаждения не трогаются, памятник останется без изменений, сквер раскапываться не будет. Центр площади, возможно, будет раскопан. Геологические исследования тоже проводятся, они сделаны.

Давыдова А. А. – Да, они сделаны, бурили машиной. Вода через семь метров.

 Ногинова  Е.Ф - Вопрос, как  можно сохранить самое ценное, что сейчас есть на этой площади, - это деревья, посадочный материал, который собирался со всего Советского Союза. Должна быть абсолютная гарантия того, что деревья сохранятся. Второй вопрос: как будут использованы уровни, и в каких габаритах. Из того проекта, который мы увидели, понять невозможно.

 Карцев Ю.Н. - Нижний уровень это парковки, верхние уровни идут коммерческого назначения, и самый верхний – это подземные переходы.

Бузмакова В.П. – Заказ кто сделал?

 Карцев Ю. Н. - Предприниматель. Он сейчас исследует эту территорию и может, в том числе прислушаться к общественности: конструктивные какие-то замечания или мнения, что НЕТ, тогда он откажется от этой площадки. Но здесь  нужно решать вопросы, связанные с городскими нуждами: подземные переходы раз, автостоянки два.

 Агафонова И.С. -  Торговый центр, совершенно понятно, не только подземный, он, естественно, выйдет на землю, будут входы в него и т. д.

Немцов Ю. Л. – Боюсь, что с площадью Горького получится то же, что с набережной и с площадью Лядова. Ошибки у нас перед глазами.

Давыдова А.А. О историко-культурной значимости.

Сквер является неотъемлемой частью исторической площади, которая  является визитной карточкой Нижнего Новгорода. После смерти Максима Горького (18 июня 1936 года) Совет народных комиссаров принял постановление об увековечении памяти пролетарского писателя. Решили  поставить три памятника: в Москве, в Ленинграде и в Нижнем Новгороде. Был утвержден проект В.И. Мухиной, у которой был самый строгий и лаконичный эскиз памятника. Началась Великая Отечественная война, и решение реализовано не было, вернулись к идее площади в 1948 году. Сначала проектировал нижегородский  архитектор Сильванов, но по итогам всесоюзного закрытого конкурса на проект пьедестала памятника и планировки сквера победили Лебедев и Штеллер. В градостроительном плане сквер – воплощение принципов формирования парадных общественных пространств в советском градостроительстве. И в этом заключается ее большая историко-культурная значимость. Памятник является доминантой и акцентом площади. И самое важное: площадь получила сквер - уникальное дендрологическое образование в центре современного мегаполиса. Сквер,  как объект культурного наследия регионального значения, взят на охрану в 1993 году. Любое строительство здесь запрещено, даже проектирование запрещено.

М. В .Рымаренко.- Я хочу добавить немного из истории этого места.  У Веры  Мухиной  были две помощницы –  Зинаида Иванова и  Нина Зелинская, которые курировали строительство памятника и очень часто приезжали в Нижний Новгород. Сама Вера Игнатьевна Мухина приезжала для того, чтобы окончательно установить этот памятник. После смерти В.И. Мухиной работы не закончились. В. Н. Рымаренко предложил вариант, который был одобрен москвичами  и руководством города Горького: здесь должен быть музыкальный фонтан, два мелко заглубленных бассейна; на входах – водопады; справа и слева фигуры Данко и Матери, а у основания памятника  – скульптура Буревестника. Но, к сожалению, ничего не было сделано. Эта площадь, которая социально сложилась и является знаковым ориентиром города и людей, которые живут в этом городе. Уродовать площадь (не могу подобрать другого слова), это будет уже вандализм, что, на мой взгляд, недопустимо.

Агафонова И.С. - Безусловно, это так. Мне бы хотелось вспомнить 80-е годы, когда площадь удалось спасти от непродуманных действий в связи со строительством метро. Очень много домыслов и слухов про те времена. Я слышала совершенно серьезные слова от серьезных людей о том, что они жалеют, что участвовали тогда в защите площади Горького. Многие думают, что действия общественности, которые остановили тогда  строительство станции метро на площади, были губительны для развития города («подумаешь -  три дерева и кустики пожалели!»). Но проблемы были  далеко не только в насаждениях. Станция метро была запроектирована очень близко к метромосту, и был предельный уклон на предельном радиусе, то есть, это очень опасная ситуация с точки зрения возможной аварийности. Очень серьезные люди тогда доказывали, что этого делать нельзя на площади Горького, тем более открытым способом все это копать. И удалось остановить.

Рымаренко М.В. - Постамент памятника практически разваливается на две части. В верхней части под ногами памятника уже примерно 2,5 см трещина, проходит до самого низа вдоль оси самого памятника.

Воронина О.Н.- Дерево, которое выросло в условиях невмешательства, имеет корневую систему таких же размеров, как и крона. Если  дубы высотой 15-20 м, надо ожидать, что и корневая система такая же. Кроме того, под землей существует сложная система: водяные и воздушные токи, которыми растение привыкло в своей жизни пользоваться, питаться. Ценность этих дубов и других растений в том, что они могут пережить еще пять поколений. Эта площадь - объект ландшафтного искусства, является ландшафтной «Меккой».  По своему дендрологическому богатству, по наличию в центре города такого необыкновенного природно-антропогенного и художественного комплекса с этим объектом не сравнится никакая другая площадь – ни Минина, (очень убогая по природному комплексу), ни Свободы, ни  площадь Лядова, которую только что уничтожили. Сейчас нужны компенсационные мероприятия по уходу за оставшимися растениями. А если будут подземные парковки, переходы – это еще один шаг к гибели. А уж если какие-то гаражи или ТЦ, то мы должны открыто сказать, что сохранить этот сквер не удастся.

Агафонова И.С. - Наверное, не избежать подземных переходов, так ведь?

Карцев Ю.Н.- Сегодня  существует большая программа устройства наземных и подземных переходов. Также устраиваются специальные ограничения для машин в виде стоп-мобилей, для пешеходов - ограждения вдоль проезжих частей. Это делается во всем мире. Безопасность движения, безусловно, приоритетна, хотя строительство надземных и подземных сооружений затратное для всех, и для бюджета города, имея в виду дефицит бюджета.

Солодкий П. М. - Это его недостаток, инвестора

Кармазина Е.Л.- Считается, что у архитекторов для проектирования часто нет исходной базы. Согласна. Я эту базу давно ищу. Я покажу план Нижнего Новгорода 1804 года, на котором  видно, что между площадью Горького и площадью Лядова, множество рек брали и по сей день берут истоки. Город уперся в реку Ковалиху, и деваться ему было некуда, новые кварталы не проектировались. Год 1845 – топографический очень точный план картографа Извольского: река существует, далее на множестве планов видно, как она постепенно убиралась в трубы (с пл. Базарной, вся Звездинка, через стадион «Водник», сады графини Грузинской, Варварскую дамбу, улицу Ковалихинскую – шел очень сильный поток). Почему на площади Свободы 30 лет стоит фундамент, никто не берет, потому что ничего не могут сделать с этим фундаментом - он плавает. Этот поток берет начало у бывшего Петропавловского кладбища (парк Кулибина), протекает через дворы, Острожную площадь, через Острожную дамбу и по Мартыновской улице (ныне ул. Семашко) все текло в Ковалиху. 

Немцов Ю. Л.- Что касается площади Горького, как это влияет?

Кармазина Е.Л.- Пруд около нынешнего магазина «Сказка» - это первый въезд в вашу парковку, второй пруд около Макдоналдса – второй въезд, это совершенно немыслимая зона. Сейчас сделали метро – зарыли 25 метровой глубины дамбу без перепускных труб, перекрыв все притоки, потому что станция кончается. Когда станцию поведут дальше, что будет выше – никто не знает. Как вы собираетесь делать под площадью Горького то, что предлагаете? В близлежащем квартале фундаменты уже садятся: дом, который строил Фияксель, сидит на болоте, и от него уже отваливается отмостка. Далее они собираются резать  улицу Решетниковскую, о которой еще помнят, в отличие от тех притоков. Была вода, пригрузили бетоном под давлением. Пока еще ей есть куда уйти,  Во что это обойдется? Так заречные трассы метро, тоннели, в течение долгих лет ремонтируют: стены, как дуршлаг, закачивают туда эпоксидные составы, и силикатизируют ежегодно. Сейчас этот заказ у москвичей,  40 миллионов в год уходит  на ремонт станций в Заречной части. Если вы хотите инвестора заинтересовать площадью Горького, то, пожалуйста, сразу озвучьте цифры!

Бузмакова В.П. - На  встрече Губернатора с политологами  прозвучала  фраза о том, что «на площади Горького какая-то вода - какие глупости». Кто-то же информирует Правительство региона? Это должны делать профессионалы, которые занимаются заказами, в том числе институты.

Солодкий П.М.- Как гражданин, я конечно против ТЦ и поддерживаю всех, кто  высказывался. Для объективности добавлю некоторые штрихи: проблему паркингов повесили на бизнес, у нас ни одно парковочное место не построено администрацией города. Мы с А.Б. Дехтяром специально ездили  в Канаду, смотрели, как там этот вопрос решается. Там муниципальная служба строит паркинги, перехватывающие стоянки и собирает налоги с нерадивых автомобилистов, которые бросают машины. Метро даст скорость передвижения, но не решит проблему с десятками тысяч автомобилей, которые куда-то нужно девать. Может быть, это отдельная тема встречи для какой-то рекомендации общественности.

Воронина О.Н. - Центральная часть нашего города очень рыхлая, неблагоустроенная. Нам бы взять и сделать чуть-чуть красивее в тех же местах: и площадь, и Большие Овраги. Второй аргумент, нашему сообществу надо переориентироваться с машины на человека: человек в машине для нас ценность, а человек, идущий по городу, – просто мусор. Двор должен быть предназначен для человека, куда делись пешеходные пути, мосты, бульвары? Давайте попробуем этот вопрос поднять с помощью прессы. Это же можно начать декларировать хотя бы.

Гор А.М.  У нас получился  профессиональный, спокойный, взвешенный разговор - очень хорошее оптимистическое начало. Если так продолжим с аргументированными мнениями и желанием друг друга выслушать, мы представим очень весомый аргумент для правильного решения вопроса. У меня три предложения: сделать небольшую выставку в жанре паблик-арта; немедленно делать экспертизу и описание состояния памятника; обратиться в органы надзора. А материал Елены Кармазиной положить в основу исторической справки, которая может быть опубликована, размещена на профильных и общественных сайтах, распространена в виде брошюры.

Кочеров С. Н.  В целях повышения эффективности нашего заседания и силы воздействия на власти, принимающей решения, мы должны говорить, не только о запрещении, но и предлагать  конструктивные решения – где  можно строить?

Каменский С.Б – Надо подготовить грамотный доклад, который суммирует все сегодняшние доклады. Ботаники наши - А.Д. Смирнова, Е.В. Лукина не паспортизировали деревья сквера на площади Горького. Другие деревья стоят на охране, имеют паспорта, эти - нет. Видимо, это просто случайность, недоработка тех лет.

Солодкий П.М. – Надо обратиться к конкретному депутату, который отстаивает интересы этой территории, и высказать свое мнение.

Каменский С.Б. – И обращаться ко всем депутатам, вооружать их информацией, рассказывать о подземных реках, они просто этого  не знают.